Логопедия – это область науки, специализирующаяся на дефектах речи, причинах их возникновения и способах устранения. Она тесно связана со смежными дисциплинами – педагогикой, психолингвистикой, отоларингологией.
Логопед – это высококвалифицированный педагог по коррекции нарушений речи у детей и взрослых. Такие специалисты работают в медицинских учреждениях, садах, школах, частных организациях.
Причины возникновения дефектов речи
Причина возникновения тех или иных нарушений речевого аппарата может быть обусловлено множеством факторов. Среди них:
- гипоксия плода (острая или хроническая);
- наследственная предрасположенность;
- генетические мутации;
- нарушения внутриутробного развития плода;
- родовые травмы;
- черепно-мозговые травмы;
- острые инфекционные заболевания, обусловленные поражением оболочек мозга;
- психологические проблемы (испуг, неблагоприятная семейная обстановка, отсутствие людей вокруг).
Основные задачи
В компетенцию логопеда входит решение множества задач. Вот перечень основных из них:
- улучшение грамотности;
- коррекция речевого слуха;
- постановка правильного произношения;
- изучение навыков словообразования;
- расширение словарного запаса;
- развитие внимания, зрительного и слухового восприятия;
- разработка методик по улучшению дикции;
- обучение письму, чтению;
- составление рассказов, пересказов.
Логопед должен обладать определенными навыками психолога, так как его работа ориентирована на тесное общение с людьми. Только грамотный и правильный подход обеспечит быстрое восстановление пациенту.
Какие заболевания лечит
В сфере деятельности логопеда следующие нарушения:
- заикание (логоневроз)— нарушенный темп, плавность и ритм речи из-за судорожного напряжения мышц речевого аппарата;
- нарушения звукопроизношения (неразборчивая и непонятная речь, шепелявость, картавость);
- дислексия — нарушение чтения, связанное с недоразвитием определенных участков коры головного мозга;
- дисфония ─ качественное нарушение голоса (осиплость, охриплость);
- афония — дефект, при котором голос теряет звучность;
- ринолалия (гнусавость) ─ состояние, возникающее при неправильном взаимодействии носовой полости и ротоглотки;
- алалия – отсутствие или недоразвитие речи при сохранности интеллекта и слуха;
- речевые дефекты из-за слуховых нарушений;
- мутизм – отказ от общения при сохранности речевого аппарата;
- проблемы с письмом и чтением у школьников;
Отдельно следует выделить такого специалиста, как логопеда-афазиолога. В его функции входит оказание помощи людям, потерявшим речь в результате ряда патологий. К ним относятся:
- операции на головном мозге;
- новообразования мозга;
- нейроинфекции;
- черепно-мозговые травмы.
Лечение
После тщательного опроса пациента врач логопед проводит специальные тесты. Если есть необходимость, назначаются консультации других специалистов: психиатра, невролога, отоларинголога. После этого подбирается оптимальная схема лечения. Она может включать несколько способов и технологий:
- кинезиотерапия;
- воздействие на причину развития дефекта (если есть такая возможность);
- гидрогимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- фотохромотерапия (лечение цветом)
- развитие мелкой моторики (лепка, рисование, вырезание ножницами, самостоятельное одевание);
- логопедический массаж;
- занятия на дыхательном тренажере Фролова;
- песочная терапия;
- нейропсихологические технологии;
- творческие методы (разыгрывание сюжетов, пение, работа со сказками).
При работе с малышами дошкольного возраста важно найти нужный подход. Они могут волноваться и чувствовать себя неловко, поэтому корректировка речевой функции проводится в игровой форме. Детский логопед должен быть открытым, тактичным, наблюдательным и доброжелательным. Эффект терапии зависит во многом от упорства и увлеченности маленького пациента.
Если у ребенка есть проблемы с речевым развитием, то к логопеду стоит обратиться как можно скорее. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем лучше будет конечный результат.